Должен ли художник быть голодным? Образ нищего художника, непризнанного гения устойчиво засел в общественном сознании. Немало этому способствовала традиционная романтизация такого образа, а также советская биографическая литература, по идеологическим мотивам непременно делавшая акцент на тяжелых периодах жизни великих творцов. Тем не менее, вспомним по крайней мере несколько художников, своей жизнью и творчеством опровергших подобные предубеждения.
Питер Пауль Рубенс
Один из основоположников искусства барокко, нидерландский художник Питер Пауль Рубенс, творческое наследие которого составляет 3000 полотен, умер в 1640 году в возрасте 62 лет.
Молодой Рубенс создал галерею из 22 картин, посвященных королеве Франции Марии Медичи, после чего правительница озолотила молодого художника. Позже, когда овдовевшая королева была изгнана из Франции, художник отдал бывшей покровительнице один из своих домов в Кёльне, где Мария прожила до конца жизни.
После смерти художника, его наследство составляло колоссальные 400.000 флоринов , несколько домов, а также коллекцию из трёхсот полотен других художников, в том числе Тициана и Тинторетто.
Микеланджело Буонарроти
Будучи наследником нескольких поколений банкиров, титан эпохи Возрождения жил довольно скромно, постоянно помогая деньгами братьям и племянникам. Тем не менее, регулярно выполняя заказы папы римского за баснословные гонорары и вкладывая часть денег в недвижимость, мастер умер в 88 лет, приумножив своё состояние и оставив несколько домов, имений, особняков (один из них — Casa Buonarroti во Флоренции, который сейчас работает как музей), коллекцию произведений искусства и прочего имущества общей стоимостью в 22 тыс. флоринов (примерно 25 миллионов долларов США в пересчёте на современные деньги).
Тициан Вечеллио
Венецианский художник умер в 1576 году в 86-88 лет (точная дата его рождения неизвестна) от эпидемии чумы. Огромные гонорары могли включать в себя не только деньги. Так, частью оплаты за полиптих Кастелло Роганзуоло был уютный загородный дом в Конельяно. К тому же, император Карл V Габсбург, портреты которого неоднократно писал живописец, назначил ему внушительные регулярные выплаты. Искусствовед Филип Линдси Сом в своей книге «Художник стареет: Старение искусства и художников в Италии, 1500–1800» пишет, что расчетливость и нежелание уступать цену стареющего Тициана в то время были известны многим — на такие свойства характера художника сетовали в переписке заказчики, послы, герцоги и даже короли. .
Эль Греко
На своей второй родине в Толедо, в 1614 году умер великий испанский художник Эль Греко. Будущий живописец родился под именем Доменикос Теотокопулос в маленькой деревне на острове Крит и начинал как иконописец, позже увлекшись живописью на религиозную тематику и портретом. В Толедо Эль Греко снимал большие «королевские» комнаты в доме маркиза де Вильены. Сначала он арендовал три комнаты, но дела шли так хорошо, что вскоре художник занял уже 24 помещения, не считая патио и сада. При этом художник жил только с внебрачным сыном и его матерью. По воспоминаниям художника Хусепе Мартинеса, Эль Греко зарабатывал внушительные суммы, но все тратил на роскошный образ жизни, порой, включающий «музыкантов, чтобы они играли ему за обедом, услаждая его слух». После смерти Эль Греко, его сыну пришлось иметь дело не только с долгами отца, но, впрочем, и с наследством, включавшим 143 картины и большую библиотеку из книг на греческом, испанском и итальянском.
Иван Айвазовский
Русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский скончался в возрасте 82 лет в родном городе Феодосии. Картины художника часто становились поводом для конкуренции среди покупателей и заказчиков. Среди многочисленных покупателей — император Николай I, турецкий султан и богатейшие коллекционеры. Художник отличался феноменальной работоспособностью, оставив около 6 тысяч полотен.
В родной Феодосии Иван Константинович построил себе особняк — ныне картинная галерея, подарил городу водопровод, тем самым обеспечив Феодосию питьевой водой. Художник был инициатором строительства крымской железной дороги. Во владении живописца было около 15 тысяч га земли в Крыму, в том числе виноградники. Впоследствии каждая из четырех дочерей получили по поместью в качестве приданого.
Клод Моне
Один из основателей импрессионизма в живописи, Клод Оскар Моне прожил долгие 86 лет, скончавшись в 1926 году в Живерни. Сын бакалейщика уже в 15 лет был известен всей округе как талантливый карикатурист. Большой объем заказов на карикатуры убедил юношу стать художником, несмотря на то, что семья готовила его как продолжателя дела отца.
Рост благосостояния художника легко проследить по истории дома Моне в Живерни. Арендовав его в 1883 году, художник с годами выкупает сам дом, близлежащие постройки и земли вокруг. Также по собственному проекту Моне выкапывает пруд с тем самым знаменитым японским мостиком, который впоследствии неоднократно изображал в своих картинах. За поместьем Моне ухаживали сразу семь садовников.
Марк Шагал
Мовша Хацкелевич (позже Марк Захарович) Шагал умер во французском Провансе в возрасте 97 лет. Старший из семи детей еврейской семьи в белорусском Витебске, Шагал стал знаменитым художником еще при жизни. Невероятная работоспособность и незаурядный талант подарили художнику всемирное признание и успех. В 1964 году по заказу президента Франции Шарля де Голля, Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера, а позже создает панно для Метрополитен Опера. Получив высшую награду Франции — Большой крест Почетного легиона, Марк Шагал проводит выставку в Лувре (впервые, вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены картины живущего художника).
Сальвадор Дали
Сколько именно заработал легендарный испанский сюрреалист за долгие 84 года насыщенной жизни, доподлинно неизвестно. Тем не менее, издание Telegraph сообщает о примерной стоимости наследия художника в 300 миллионов евро, не учитывая доходы от авторских прав. Среди приобретенных на гонорары от продажи картин и скульптур можно обратить внимание, например, на каталонский замок XIV века Пуболь, а также театр-музей Дали в городе Фигерас, в одной из башен которого художник провел последние годы.