... и выдать в себе человека, не понимающего живопись
«Крутая картина, прям как фотография!»
Картина — не фотография. Живопись изображает не только предметы, но и отношение к ним, эмоции, символы, детали. Содержит композицию, фактуру и цветовые решения. А ещё отражает талант и мастерство художника. Даже авторы, работающие в стиле гиперреализм, который подразумевает максимальную реалистичность изображения, как правило, не стремятся приравнять своё творчество к фотографии, а, скорее, погружают зрителя в другую эстетическую реальность, убедительность которой усиливается профессионализмом исполнения.
«Прикольная картина, но я бы такую у себя не повесила»
В этот момент опечалится не только автор интерьерной живописи или дизайнер, но и настоящий художник, который пишет картину совсем не для того, чтобы украсить обитель щепетильной хозяйки, пусть в последствии произведение или его репродукция и может занять такое место. Конечно, картины могут и должны радовать взгляд их обладателей, но не только уютными тонами, а ещё и художественной ценностью, стилем и глубиной исполнения. К тому же тяжелые сюжеты убивающего Иоанна Грозного или «Последний день Помпеи» Брюллова совсем не отказывают таким картинам в праве на существование. К слову, подлинные шедевры, в том числе известных современных художников, порой могут стоить даже больше некоторых домов.
«О, мы по этой картине в школе сочинения писали, и у бабушки висела её репродукция»
Здесь вы просто выдаёте, что прекрасная попытка привить вам в детстве интерес к искусству была последним вашим взаимодействием с ним. В ином случае вы бы обращались к более поздним воспоминаниям и сравнениям.
«Узнаю эту улочку в Гамбурге. Там за углом магазин обуви, а дальше кафе, где мы ели пончики»
Такой зритель оценивает картину как топографическую карту, не обращая внимание на её художественные достоинства. Этот подход весьма распространён среди обывателей, чем охотно пользуются уличные художники и студенты, изображая туристические места и достопримечательности, с которыми у людей связаны приятные воспоминаниями. Правда, настоящих шедевров среди таких картин очень немного.
«Сколько стоит эта картина? А отдадите за полцены?»
Любители бесцеремонно торговаться — боль и обида большинства художников и галеристов. Тема большая и имеет глубокие корни в истории арт-рынка и развитии культуры общества. Отметим лишь, что в современных реалиях, когда благодаря интернету ценообразование рынка искусства в целом открыто и доступно для всех интересующихся, а продавший похожие картины разным покупателям по разным ценам всерьёз рискует своей репутацией, вероятность быть обманутым далеко не та, что была, по крайней мере в прошлые десятилетия. Поэтому торгующимся сейчас можно смело предложить также уступить, например, получив, в этом месяце половину зарплаты. Кроме того, ставить человека перед выбором получить лишь часть оплаты своего труда или не получить его вовсе, согласитесь, не очень этично. Вместе с тем покупатель, который не давит просьбами о крупных скидках, чаще всего получает возможность совершить более выгодную сделку при последующих приобретениях у того же художника или галереи уже в качестве коллекционера.