«Non-Fungible Token» или невзаимозаменяемые токены стремительно захватывают умы и чаяния по всему миру. Инвесторы, коллекционеры и специалисты крипторынка следят за тенденциями в попытке предсказать перспективы происходящего, в то время как арт-рынок, уже окончательно потерявший надежду вернуться к традиционной для предыдущих столетий размеренной последовательности, ищет новые пути для реализации.
Процесс понятен. Новые формы следуют за старыми, сменяя прежние представления об объективных и субъективных ценностях. И хотя всемирный оборот NFT давно перевалил за $500 млн., до сих пор никто не решается предсказать реальное влияние и возможную актуальность токенов в будущем. Вместе с тем, разворачивающийся успех Биткоина и прочих криптовалют говорят о том, что ожидать от NTF можно практически любого развития.
Попробуем взглянуть на происходящее и значимые события в российском пространстве NFT.
Известный российский художник-каллиграфист Пакрас Лампас токенизировал проекцию своей работы на Чиркейской ГЭС. Впоследствии NFT под названием Transition: Nature-Human-Technology-Electricity был продан за 16 ETH (обозначение криптовалюты Etherium). 16 «эфириумов» на момент продажи равнялись $28 963, а к настоящему моменту — около $ 48 000. Название токена символизирует путь оригинального произведения: от замысла и воплощения, до проекции на ГЭС и, наконец, токенизации.
ППСС (Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски) — дуэт российских художников, представивший на платформе Rarible свою работу «Новый мир». Авторы составили карту мира из кусочков ткани и посыпали белыми шариками, таким образом, символизируя картину «нового цветущего мира», населённого идеальными шарообразными и пушистыми колобками. Показатели платформы свидетельствуют о том, что токен «Новый мир» был продан за 5 wETH (wrapped ETH), что равняется примерно $ 15 000.
Ольга Тобрелутс — художник-неоакадемист, чьё творчество не раз соприкасалось в том числе с медиа-арт. На платформе Foundation.app зафиксирована продажа её работы The New Mythology: DOLLAR за 1 ETH (около $2 000). Работа изображает надувную форму доллара, прорастающего иголками. Подпись гласит: «Доллар — это воздух. Доллар не обеспечен золотом. Это, скорее, чистая абстракция. Это вопрос веры, а не факт».
Численное большинство NFT действительно связано в основном с цифровым и концептуальным искусством. В то же время именитые художники традиционной и академической живописи также осваивают цифровые платформы блокчейн.
Так, картина The Bee («Пчела») художника Дмитрия Кустановича недавно выставлена на платформе Rarible. Профиль DKUST запустил ограниченное количество токенов на общую сумму 7 ETH (около $20 000). Увидеть оригинальную картину, созданную в 2021 году, можно в Галерее Кустановича — персональной галерее художника в Санкт-Петербурге.
Токенизация высокого искусства коснулась и старых мастеров. Государственный Эрмитаж стал одним из первых музеев в мире, выпустившим и продавшим на аукционе несколько NFT из своей коллекции. Цифровые копии работ Леонардо да Винчи, Джорджоне, Ивана Шишкина, Василия Кандинского, Винсента Ван Гога и Клода Моне были проданы на маркетплейсе криптобиржи Binance. Общая сумма продаж составила 32 млн. российских рублей, которые перейдут в Государственный Эрмитаж.