В 1874 году французский репортёр Леруа назвал свою статью «Выставка «импрессионистов»», не подозревая, что увековечит свою особу, подарив миру термин, обозначающий одно из самых известных направлений в искусстве. Среди основателей импрессионизма – Клод Моне, к которому и сегодня интерес ничуть не угасает. Чтобы в этом убедиться, отправимся в небольшое путешествие по выставкам этого года.
29 октября 2015 в Национальной галерее Канады состоялась выставка «Моне: мост к современности», включающая 12 произведений художника из коллекций со всего мира. Её цель – показать, как развивался мотив моста в творчестве французского живописца с 1872 по 1875 гг. Экспозиция представляла свежий взгляд на некоторые из самых любимых и известных работ Клода Моне в особенно значимый период его творчества. Фотографии XIX века, иллюстрации, путеводители, японские гравюры и открытки дополняли экспозицию и способствовали созданию целостного образа.
Чуть позже, с 10 ноября по 1 мая 2015, музей Кливленда и Королевская академия искусств в Лондоне организовали инновационную выставку, акцентирующую внимание на роли садов в произведениях Клода Моне и его современников. Как известно, Моне был страстным садоводом, создающим прекрасные произведения не только на холсте, но и на земле. Как писал сам живописец: «Возможно, я обязан цветам, что стал художником». Наряду с произведениями Клода Моне, зрители ознакомились с тем, как изображают сад другие импрессионисты, постимпрессионисты и авангардные художники начала XX века.
В Живерни – пригороде Парижа, где жил и творил наш главный герой, – находится музей импрессионизма, в котором с 25 марта по 6 ноября прошла выставка под названием «Моне в середине». Кураторы сразу предупреждают: экспозиция не стремится быть исчерпывающей, она преследует, скорее, ознакомительную цель. Здесь можно было увидеть, как далеко за пределы Франции распространилось влияние великого импрессиониста, посмотрев на работы таких художников, как Джоан Митчелл и Хирамацу Рейдзи, Бланш Хошеде Моне, Максимиллиан Люс, Морис Дени и др.
Клод Моне покоряет и Восток – в Музее наследия Гонконга с 4 мая по 11 июля была открыта выставка «Клод Моне: дух места». Выбор кураторов пал на полотна, изображающие смену сезонов, дней и времени суток, из французских государственных коллекций. В образовательной галерее выставки воссозданы студия и сад Моне, позволяя зрителям глубже проникнуть в мир художника и посмотреть, как он творил.
25 июня 2016 года в Шотландской национальной галерее открылась выставка «Вдохновляющий импрессионизм: Добиньи, Моне, Ван Гог». Здесь Моне – не центральная фигура, он, наравне с Ван Гогом, – художник, на которого оказал влияние «отец импрессионизма» Франсуа Добиньи. Экспозиция, состоящая из более 100 произведений из коллекций по всему миру, призвана была представить новый взгляд на импрессионизм и его происхождение. Взаимодействие и взаимовлияние трёх художников подчёркивается удивительными, и порой неожиданными, противопоставлениями.
В Дании, в отличие от Шотландии, всё внимание вновь устремилось к Клоду Моне – на этот раз в Копенгагене, в музее Ордрупгаард, с 24 августа по 4 декабря 2016 года прошла крупнейшая за последнее время в Скандинавии выставка его легендарных работ. Для Дании это мероприятие поистине уникально, ведь обычно лишь такие крупные художественные центры, как Париж, Нью-Йорк и Токио удостаивались чести представлять более 50 картин великого живописца. Посетители смогли увидеть весь путь художественного развития Клода Моне от самых первых его экспериментов. Руководство музея ожидает большой интерес публики к выставке и приглашает каждого посетить такое знаменательное событие.
Однажды Клод Моне сказал, что всё им сделанное ни на что не будет похоже, ведь оно будет передавать только то, что чувствовал он сам. И поспорить с этим весьма трудно: не восход солнца как таковой, а впечатление от восхода солнца, не пруд с кувшинками, а впечатление от него… По всему миру и сегодня заинтересованная публика посещает многочисленные выставки, посвящённые Клоду Моне, чтобы разделить с ним каждый момент, каждое его впечатление, ведь они единственны в своём роде.