Зачем художнику «легкий путь к молодым женским телам»?

«Нужно учитывать, что мы живем в России, а у нас на многие культурные события любят смотреть через призму традиционных ценностей, духовных скреп, нравственных скрижалей. Нужно принимать это во внимание. А художникам — либо использовать ситуацию как инструмент для привлечения к себе внимания и высказывания по резонансным вопросам, либо принять правила игры и не лезть на рожон», — арт-дилер, галерист, организатор международного выставочного арт-проекта «Королевские гонки» Дмитрий Барановский в интервью порталу «The Art World» рассказал о скандалах на рынке современного искусства в 2020 году, разъяснил, почему ковидный год стал пиковым для арт-деятелей, а «инвестиции в современное российское искусство — это примерно то же самое, что скупить гречку перед пандемией коронавируса и потом не знать, что с ней делать».

«Видимо, и Андрею Малахову понравилась данная картина»

Дмитрий Андреевич, как оцениваете события на российском рынке современного искусства в 2020 году?

2020 — это прорывной год для российского искусства. Наконец-то и художники, и галереи поняли, что только offline невозможно развиваться, как нельзя и рассчитывать на успех без вложений в раскрутку своего личного бренда, продуманные маркетинговые стратегии, современные цифровые технологии.

Флагманом однозначно стал аукцион современного искусства Vladey и его легендарный основатель Владимир Овчаренко. За год было проведено 39 торгов, большинство из них — онлайн, продано 2077 произведений искусства на 472 млн рублей.

Также прорывным проектом, феноменом года, актуализировавшим художественный процесс в ковидный год, стала организованная известным коллекционером и галеристом Максимом Боксером группа «Шар и крест» — площадка в социальной сети Facebook, на которой как знаменитые, так и начинающие художники смогли представить свои работы, а коллекционеры – напрямую их приобрести. У каждого творца появился шанс «влюбить» в свое искусство потенциальных покупателей. Определяющий фактор — качество работ и адекватная цена. Как итог, сотни новых коллекционеров, многие из которых впервые совершили арт-покупки, а также реальная финансовая поддержка деятелей искусства. Некоторые мои знакомые художники на этой площадке заработали приличные деньги (от миллиона рублей, с учетом, что их самые дорогие картины не превышали стоимость 20 000).

Что Вы подразумеваете под понятием «недорогое» искусство?

За 5-10 тыс. рублей можно было приобрести картины в графике, за 30-70 тыс. рублей — живопись. Но, по моим наблюдениям, на живопись в «Шар и крест» не было ажиотажа. В основном, уходила графика, а также эскизы к картинам по цене до 15 тыс. рублей. Самая настоящая коллекционная охота развернулась в этой группе за работами Александра Жерноклюева, Ирины Дрозд и еще ряда художников. Выставленные картины уходили за секунду после публикации. Такое ощущение, что люди специально сидели и обновляли ленту новостей.

К слову, могу отметить и дорогие продажи. Например, установлен мировой рекорд в продажах работ Валерия Кошлякова на аукционе Vladey. Его полотно «Колоннада» 1989 года ушло за 168 750 евро, при эстимейте – 35000-50000 евро.

Еще один региональный рекорд был заявлен на аукционе Most в Краснодаре. Так, в конце года самый дорогой лот из моего арт-проекта «Королевские гонки» ушел с молотка за 550 тыс. рублей при эстимейте в 60 тыс. рублей. Обычный краснодарский художник Дмитрий Котляров опередил в стоимости работы именитых мэтров и топовых столичных художников.

Арт-дилер, галерист, организатор международного выставочного арт-проекта «Королевские гонки» Дмитрий Барановский

Чем вы объясняете такой рекорд?

Звезды сошлись, и я сделал крутой мировой арт-проект совместно с Формулой 1! Видимо, и Андрею Малахову понравилась данная картина. Именно он в роли аукциониста привлек к ней внимание, используя определенные психологические приемы.

«…мировой рынок современного искусства находится на пике…»

Давайте вернемся к арт-события ушедшего года, только поговорим уже о мировом масштабе…

Тут нельзя не отметить влияние антирасистского движения Black Lives Matter, благодаря которому взлетели цены и интерес на работы темнокожих художников. На этой же волне разгорелся скандал из-за отмены ретроспективы выдающегося американского художника Филиппа Густона, известного своими изображениями фигур в колпаках Ку-клукс-клана, посредством которых он критиковал культуру расизма и доминирования белого большинства в США.

В целом, эксперты говорят о том, что мировой рынок современного искусства находится на пике. Об этом свидетельствуют и цифры. Так, по сравнению с 2000 годом рост аукционного оборота вырос к 2020 на 2100%, стало в 6 раз больше художников и лотов. Баския (Жан-Мишель Баския — американский художник) остается рекордсменом мировых аукционов в сегменте contemporary art с цифрой в 110 млн долларов. Главными драйверами мирового аукционного рынка являются Китай и США с долей в 68%.

Почему негативные последствия пандемии не отразились на состоянии мирового рынка современного искусства?

Во-первых, богатые люди никогда не откажутся от приобретения предметов роскоши и не станут менять свой привычный образ жизни. Во времена финансовой нестабильности на фондовых рынках и мировой политической напряженности инвесторы стараются найти механизмы сохранения и приумножения капитала. Покупка серьезных предметов искусства как раз один из подобных вариантов вложения. При этом на западном рынке можно приобрести даже часть картины, как долевую собственность при покупке недвижимости.

Уход в онлайн и развитие крупных международных арт-площадок также поспособствовал росту продаж. Среди моих знакомых художников многие стали активно пользоваться данными инструментами продвижения и продают свои картины по всему миру. В отличие от 2019 года люди искусства, особенно молодые, стали более мобильны и открыты к новым механизмам продаж.

Удалось ввести моду на приобретение предметов искусства. Это, конечно же, случилось не за один год. Но вызванная вирусом изоляция стала катализатором процесса. Многие расходы сократились, а тратить деньги хочется, но при этом еще и удовольствие получать. Покупка искусства стала той нишей, куда обратили свои взоры представители среднего класса. Отсюда и рост.

«…при умелом PR можно и обезьяну сделать звездой»

В каких скандалах 2020 года успели отметиться современные художники?

Самым знаковым и скандальным художником, как она себя называет, в российском современном искусстве стала Юлия Цветкова (российская художница и активистка из Комсомольска-на-Амуре).

Преследования со стороны государства сделали ей глобальный PR, благодаря чему Юлия вошла в список самых влиятельных женщин мира (в рейтинге «Би-Би-Си»), а директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов предложил отдать ей свое первое место в этом же рейтинге.

Выскажу свое мнение на этот счет. Все это похоже на такую же провокацию, как со скандальными участницами группы Pussy Riot. Цветкова никакая не художница, а, скорее, провокатор, паразит на арте, умело использующий тему искусства для привлечения внимания к своей персоне.

А как вы считаете, нужно ли сажать человека в тюрьму за такие рисунки?

Сколько подобных картин написано по всему миру, сколько популярных художников, рисующих откровенную порнографию и размещающих свои работы в социальных сетях. Никого не преследуют и не сажают. Даже аккаунты не блокируют. Но история с Цветковой — иного плана. Тема с рисунками притянута ею же самой.

Нужно учитывать, что мы живем в России, а у нас на многие культурные события любят смотреть через призму традиционных ценностей, духовных скреп, нравственных скрижалей. Нужно принимать это во внимание. А художникам – либо использовать ситуацию как инструмент для привлечения к себе внимания и высказывания по резонансным вопросам, либо принять правила игры и не лезть на рожон.

Не является ли это примером того, что художники при умелом PR могут диктовать обществу, что есть искусство?

Сегодня слишком несформированный разношерстный рынок. Никто ничего не диктует. Есть все возможности для творческих экспериментов. А онлайн вообще уровнял всех.

Конечно, при умелом PR можно и обезьяну сделать звездой. Получил же Даня Милохин премию «Открытие года GQ». Это никого не удивляет. В эпоху тотальной информационной открытости и слепому следованию образцам поведения, навязанным в социальных сетях, тот же самый Даня, мальчик без образования, сможет указывать, что модно, а что нет. У российских художников, к сожалению, нет таких возможностей влияния на аудиторию. В отличии от мировых законодателей арт-рынка, которые пользуются всеми возможными инструментами формирования общественного мнения в пользу своего искусства.

Как пример, творчество эпатажного казанского художника Альберта Закирова, который вместо кисти использует женские тела. Что скажете об этом?

Вот он крутой маркетолог! Нашел способ выделиться, эпатировать публику и при этом получать удовольствие от самого процесса. По моему опыту общения в арт-мире, многие взрослые художники — эротоманы, очень им близка и интересна тема «запретного плода». Альберт смекнул, как через искусство проложить легкий путь к молодым женским телам. Тут и удовольствие, и свобода выражения автора, как говорится, «в одном флаконе».

«…криминальные авторитеты, нувориши и даже чиновники в 90-х — начале 2000-х были более увлечены искусством, чем нынешнее поколение…»

Есть ли еще тенденции, которые вы могли бы отметить?

Мировой тренд — приход на рынок в качестве покупателей большого количества женщин и миллениалов. У нас в России тренд в продажах — это либо недорогое искусство по комфортной для кошелька цене, либо покупки коллекционных работ музейного уровня у проверенных агентов, галерей.
Кроме этого, что в России выросли в цене и стали звездами уличные художники, которые со стрит-арта перебрались в галерейные локации и делают крутые заметные для искусства проекты, в том числе и формата паблик-арта на улицах городов, превращая унылые спальные районы в музеи под открытым небом.

Еще позитивная тенденция — открываются новые галерейные пространства, в том числе в регионах. Дети и жены российских участников списка Forbes активно продвигают современное искусство. Светских хроникер, журнал Tatler каждый выпуск уделяет внимание культурным событиям, фото отчеты с гламурных вечеринок уступают место закрытым показам выставочных проектов.

А изменился портрет покупателя искусства в России?

Вы знаете, криминальные авторитеты, нувориши и даже чиновники в конце 90-х — середине 2000-х были более увлечены искусством, чем нынешнее поколение, которое в своем большинстве без культурного воспитания, замотивированное только на внешнюю оболочку успеха. В отличие от них ребята «в малиновых пиджаках» стремились не только заработать, но и войти в круг новой аристократии, поэтому скупали десятками и сотнями картины, заказывали скульптуры. Спросите у любого галериста, в какое время были самые большие продажи, и вам ответят, что до 2007 года все было отлично.

Но я бы поспорила, насколько осознанно они скупали искусство?

Для рынка это не важно. Скупали то, что модно.

Но может, дело не в людях, а в пришедших кризисах. Инвестиции в искусство хорошо делать при закрытии других потребностей.

Дело именно в людях, в их культурном воспитании и приоритетах. Денег достаточно. Вся элитная недвижимость распродана в Сочи, в Москве рост цен, коррупционные скандалы чуть ли не ежедневно, выплаты топ менеджерам государственных компаний будоражат сознание.

Делали ли вы в ушедшем году инвестиции в искусство?

Инвестиции в современное российское искусство — это примерно то же самое, что скупить гречку перед пандемией коронавируса и потом не знать, что с ней делать. Чтобы купить дешево нужно иметь набор рыночных инструментов, чтобы через определенное время продать дороже. К сожалению, наш локальный арт-рынок не выработал открытых механизмов вторичной купли-продажи предметов искусства. Финансовая и банковская система не рассматривает наше искусство как актив, отсутствует даже блокчейн фиксация сделок, которая бы закрепляла права собственника и стоимость произведения искусства.

О неразвитости российского рынка современного искусства говорят не только смешные цифры в объеме всего мирового рынка (менее 1%), но и то, что только в прошлом году наконец-то знаковые московские галереи создали свою Ассоциацию для выработки совместных действий по расширению рынка, взаимодействию с государственными органами и решению общих вопросов.

А можете дать рекомендация начинающим арт-дилерам?

Главная рекомендация для начинающих арт-дилеров (если такие есть?!), но в первую очередь для ряда онлайн галерей, арт-кураторов и организаторов выставок: не вводите в заблуждение покупателей насчет надежных инвестиций в искусство и не называйте человека, который приобрел одну или пусть даже несколько картин, «коллекционером». Иногда читаешь публикации в социальных сетях и хватаешься за голову от таких формулировок. Хуже только выражение «работы автора находятся в частных коллекциях».

Прогнозируем ли рост стоимости приобретенного искусства?

Приобретать современное искусство в расчете на его быстрый рост точно не стоит. Но если кто-то все же решится вложить деньги в арт, то я бы посоветовал для начала внимательно изучить ежегодные рейтинги, такие как, например, Art49, InArt. Но даже это не даст вам гарантию от промаха. Есть разного уровня работы у одного и того же автора, разного периода творчества, для разных арт-проектов. При этом одна работа может выставляться за сотни тысяч рублей, а что-то так и остаться в мастерской. Определить и подсказать, что стоит приобретать может только профессионал. Так что после первичного самостоятельного изучения рейтингов стоит обратиться в галерею или к арт-дилеру, представляющего художника.

«…главные миссионеры – художники, стали в России самыми незащищенным людьми»

Вы отметили тренд — рост открытия новых галерейных пространств. В сериале «Содержанки» Константина Богомолова «раскрыт» образ жительницы современной Москвы, которая благодаря возможностям своего покровителя открывает галерею. Не принижает ли ценность искусства такая мода на образ разбирающейся в искусстве светской дамы, которая только претендует на роль эксперта в этой сфере?

Тема искусства тоже не просто так стала главной сюжетной линией в сериале. Можно назвать это трендом светской Москвы. Высшее общество выступает примером, которому нужно следовать. Поддержка и развитие искусства — это моральный долг нового поколения аристократии. Так было во все времена, и сейчас эта традиция продолжается.

У этих людей есть возможность вкладывать в любимое дело время, деньги, связи. Поэтому я всячески приветствую эти начинания детей нашей элиты.

Для героини сериала «Содержанки» открытие своей галереи — это больше инструмент для решения более серьезных задач, чем желание развивать искусство. Согласитесь, что одно дело, когда ты просто красивая кукла, и совсем другое, если у тебя есть ум, собственное мнение, амбициозные цели. Тебя по-другому начинают воспринимать. Героиня, в свою очередь, умело выстраивает отношения, манипулирует людьми, «идет по головам».

Имеет ли право такая галерея определять вектор, стратегию развития современного искусства?

В 2000-х галереи были площадками, которые позволяли свести в одном месте нужных людей. Там вопросы больше решались, чем искусство продвигалось. Поймите, что речь идет о простой галерее, не о музее. Не задача галереи — определять вектор и стратегию развития современного искусства.

Но насколько экспертны такие собственники галерей?

Безусловно, экспертны. У Илоны Кесаевой, открывшей осенью прошлого года галерею современного искусства в Москва-Сити в башне Меркурий (владелец Кесаев Игорь Альбертович, российский предприниматель), мама одна из самых главных патронов российского искусства, учредитель Фонда Stella Art Foundation, Комиссар Павильона России на Венецианской биеннале в 2011, 2013 и 2015 годах. Есть также проект дочерей Сергея Лаврова, Владимира Потанина. Все они успешны и признаны в арт мире.

В этой сфере непрофессионал долго не продержится. Сама среда его отторгнет. Хотел бы отметить, что мир российского арта хоть и консервативен, снобистский, но не злобный. Никто не будет смаковать чьи-то скандалы или провалы.

Ваши прогнозы развития арт-рынка в России.

Многие художники обнищают из-за того, что не смогут внутренне себя перебороть, чтобы выйти в онлайн, получить новое образование в сфере маркетинга, не научатся грамотно «упаковывать» и продавать себя и свое искусство. Но этого можно избежать, если появятся десятки и сотни частных инициатив успешных состоявшихся людей по патронажу и продвижению художников, либо сами творческие единицы не объединятся для поддержки друг друга. Даже государства в сложные времена объединяются в конфедерации и союзы.

Интерес к искусству будет расти. Семена заложены в виде покупок недорого искусства — осталось им прорасти до уровня более серьезных приобретений и формирования новых коллекций. Есть такая бизнес-блоггер миллионник Мария Солодар. Так вот даже она поделилась планами на 2021 год открыть собственное арт-пространство.

Подытоживая, отмечу, что весь трагизм ситуации заключается в том, что главные миссионеры — художники, стали в России самыми незащищенным людьми. Скоро многие из них не смогут оплачивать свои мастерские, покупать качественные материалы, краски. Считаю, что государство должно выделять гранты художникам, как это сделали в Германии в период пандемии. Крупные компании и госкорпорации вполне могли бы взять патронаж над профессиональными союзами художников.

Беседовала Лилия Голова

Добавить комментарий