Агент ФБР под прикрытием о кражах произведений искусства и чёрном арт-рынке

Роберт Уитман – спецагент ФБР, более 20 лет занимавшийся раскрытием преступлений в области искусства. К 2020 году общая стоимость украденных произведений, которые обнаружил и вернул владельцам агент Уитман, составляет более 225 миллионов долларов. Работая под прикрытием, Роберт Уитман внедрялся в различные области преступного арт-рынка – чаще всего под видом коллекционеров или нелегальных арт-дилеров. 

Агент ФБР под прикрытием о кражах произведений искусства и чёрном арт-рынке

Среди вершин его карьеры – раскрытое дело об ограблении музея Гарднер, в ходе которого было похищено 11 картин, в том числе кисти Рембрандта, Вермеера и Дега. Правда, часть картин тогда была упущена из-за случайного раскрытия личности Уитмана местными властями. Но самой значимой его победой стала поимка сразу 10 преступников, причастных к ограблению Музея изобразительных искусств в Ницце. Тогда были найдены знаменитые полотна Яна Брейгеля, Клода Моне и Альфреда Сислея. Долгое время, работая под прикрытием, агент Уитман через длинную цепочку посредников из преступного мира вышел на похитителей и, будучи «американским коллекционером», предложил 4,6 млн. долларов наличными за все шедевры. Об операции ничего не подозревал даже арт-дилер, который встретился с преступниками от имени таинственного коллекционера. В итоге все были задержаны французской полицией на месте встречи в Марселе, а картины возвращены в музей. 

Сейчас агент Роберт Уитман находится на пенсии и недавно закончил автобиографическую книгу, в которой поведал о службе агентов ФБР под прикрытием и о том, как устроен нелегальный рынок произведений искусства и древностей. Мы собрали несколько фактов об этом.

Это сверхприбыльный бизнес

…. четвёртый после наркобизнеса, отмывания денег и торговли оружием. Во многом из-за невольной косвенной связи с тремя предыдущими. Например, скульптурами, картинами и древностями нередко расплачиваются при теневых сделках. Большинство украденных предметов искусства в конечном итоге оказывается в США. Местный теневой арт-рынок является крупнейшим в мире с ежегодным оборотом примерно в 6 млрд. долларов. 

Так было не всегда

До 1958 года, когда на аукционе Sotheby’s картина Поля Сезанна «Мальчик в красном жилете» была продана за рекордные 616.000 долларов, продажи произведений искусства редко превышали 100 тысяч. Даже с учетом инфляции это не сопоставимо с современными сделками на десятки миллионов долларов. Поэтому внимание преступного мира к миру искусства стало расти только после участившихся громких аукционных продаж. Естественно, преступники разбираются в искусстве и следят за общими тенденциями арт-рынка. Так, в 1960-х интерес грабителей сосредоточился на импрессионистах, а позже ‒ на классической школе живописи. Считается, что покупка музеем Гетти в Лос-Анджелесе «Ирисов» Ван Гога за беспрецедентные 49.000.000 долларов в 1989 году стала причиной многократно возросшего числа преступлений в области искусства. К слову, музей Ван Гога в Амстердаме за последние 12 лет трижды становился целью грабителей, последний раз ‒ во время всемирного карантина.

Меньше всего картин крадут из музеев

По сведениям крупнейшей частной базы данных похищенных произведений искусства Art Loss Register, 52 процента всех краж были совершены из частных коллекций. При этом важно помнить, что далеко не всегда владельцы произведений придают огласке факт хищения, и лишь небольшая часть подобных историй доходит до прессы. Лишь 10% предметов искусства исчезают из музеев, а 8% — из храмов. Внимательный читатель обратит внимание на оставшиеся 30% и здесь его ждёт интересный факт. Это предметы искусства или древности, исчезнувшие прямо с места первого обнаружения. Например, большинство из них пропадает прямо с места археологических раскопок, экспедиций и хранилищ.

Покупатель найдётся. В том числе легальный

Длинные цепочки арт-дилеров, коллекционеров, посредников вместе с фактором срока давности зачастую выводят похищенные произведения искусства на поверхность. Например, музей Пола Гетти в штате Калифорния приобрел некогда краденую статую Афродиты за 18 млн. долларов. Полицейское расследование в отношении участников сделки и сотрудников музея не выявило никаких нарушений, так как след похитителей статуи с места раскопок в Италии 30 лет назад терялся среди множества перекупщиков, в том числе совершенно легальных, а сами участники заявили, что не подозревали о преступном прошлом статуи. Позже, министру культуры Италии Франческо Рутелли удалось договориться с Музеем Гетти о возвращении статуи Афродиты и еще нескольких предметов искусства. Сейчас, статуя, также называемая «Венера Моргантинская» и датируемая V веком до нашей эры, выставлена в археологическом музее в сицилийском городе Айдон.

Никакой романтики. Почти

По словам агента Уитмана, среди реальных преступников мира искусства действительно встречаются, порой не лишенные глубокого образования искренние ценители прекрасного, но даже такими редкими богатыми и искушёнными грабителями никогда не движет ничего, кроме банальной и циничной алчности. Тем более внешне они не имеют ничего общего с элегантными образами джентльменов из фильмов «Аферы Томаса Крауна», «Лучшего предложения» или «12 друзей Оушена».

Добавить комментарий