«Брюллофт»: возрождение архитектурной жемчужины Петербурга

На Васильевском острове завершилась масштабная реставрация памятника архитектуры федерального значения дома А. П. Брюллова (П. Ю. Сюзора). Историческое здание, пережившее несколько эпох, обрело новую жизнь под необычным названием «Брюллофт», соединяющим фамилию основателя и современный урбанистический оттенок.

«Брюллофт»: возрождение архитектурной жемчужины Петербурга

От классицизма к эклектике: вехи истории

Истоки усадьбы уходят в 1730‑е годы, когда на Кадетской линии появились первые постройки. В 1784   году здесь возвели трёхэтажный особняк в строгом стиле классицизма, дополненный служебными флигелями. Архитектура тех лет задала тон будущему облику здания, хотя главные перемены ждали его впереди.

В 1845   году усадьбу приобрёл архитектор Александр Брюллов человек, чьё имя навсегда вписано в историю петербургской архитектуры. Брат прославленного живописца Карла Брюллова, обладал безупречным художественным вкусом. Брюллов не стал менять фасад, выходящий на Кадетскую линию, но полностью переосмыслил внутреннее пространство.

Во дворе вырос трёхэтажный корпус, разделивший территорию на функциональные зоны. Появились конюшня, а фасады внутреннего двора украсили барельефы с амурами и ажурные решётки. Ансамбль дополнили фонтан и терракотовая статуя Аполлона, создав атмосферу античного атриума. Кабинет Брюллова оформили в помпейском и готическом стилях, пригласив мастеров, работавших над Мраморным дворцом.

Трагическая ирония судьбы: Александр Брюллов скончался в 1877   году, так и не успев пожить в обновлённом особняке. Наследниками стали его дочь и зять архитектор Павел Сюзор, при котором в 1907   году в стенах здания открылся Музей Старого Петербурга. Инициатором создания музея выступил Александр Бенуа, вдохновлённый парижским опытом.

«Брюллофт»: возрождение архитектурной жемчужины Петербурга

Испытания XX века

Революция 1917 года стала переломной точкой: особняк и музейная коллекция были национализированы. Здание постепенно утрачивало первоначальный облик: в главном корпусе разместился детский сад, а внутренние помещения превратились в коммунальные квартиры. В 1939 году провели ремонт, а в 1955 году состоялась единственная профессиональная реставрация, лишь частично вернувшая былую красоту.

К началу XXI века дом пришёл в критическое состояние. В 2008 году его признали аварийным, начав многолетнюю процедуру расселения. Без ухода здание стремительно разрушалось: вандалы уничтожали лепнину, разбивали скульптуры, демонтировали металлические решётки. Попытки передать особняк ВООПИК (2016) и Музею‑институту исламской культуры (2019) не увенчались успехом — оба учреждения отказались от обременительного актива.

Возрождение: от руин к шедевру

В 2022 году дом выставили на торги по программе «Рубль за метр». Год спустя проект реконструкции от ООО «Кант» прошёл государственную историко‑культурную экспертизу, открыв путь к возрождению.

Реставраторы столкнулись со сложными вызовами. При расчистке потолков в Помпейском зале обнаружили фрагменты живописи в стиле ампир. Как пояснил Иван Прохин, заведующий лабораторией научных исследований и реставрации Художественно‑промышленной академии им. А. Л. Штиглица, эти росписи, вероятно, были переосмыслены Брюлловым при участии немецкого художника Иоганна Дроллингера. Найденные артефакты бережно сохранили, сделав частью новой экспозиции.

Особое внимание уделили фасадам: вместо серо‑зелёного оттенка, привычного петербуржцам, появился светло‑охристый цвет, обнаруженный при расчистке. Восстановили утраченные мраморные камины, изразцовые печи, паркетные полы. Почти разрушенную статую Аполлона воссоздали по фрагментам и архивным описаниям, используя современные материалы, имитирующие терракоту.

«Брюллофт»: возрождение архитектурной жемчужины Петербурга

«Брюллофт»: пространство диалога эпох

Сегодня отреставрированный особняк превращается в мультифункциональный культурный кластер. В «Брюллофте» органично соединятся прошлое и современность:

лекционные залы для образовательных проектов;

экспозиционные пространства для выставок;

творческие мастерские для художников и дизайнеров;

офисные помещения для креативных индустрий;

кафе и рестораны

Общий объём инвестиций почти 400 млн рублей подчёркивает значимость проекта для сохранения культурного наследия. «Мы сохранили всё архитектурно‑планировочное пространство, не изменив его ни на полметра, отмечает Александр Басалыгин, один из соинвесторов. Кроме того, мы обнаружили и музеефицировали элементы отделки XVIII века и даже некоторые детали советского времени».

Проект «Брюллофт» не просто реставрация здания. Это попытка услышать голоса и традиции прошлого, чтобы наполнить их смыслом в настоящем.

Добавить комментарий