Из музеев в церкви: резонансное предложение директора Галереи Уффици

Очередная волна реституционной полемики накрыла, на этот раз, итальянское медиа-пространство. Всё началось с предложения директора Галереи Уффици во Флоренции Айке Шмидта  передать многие  религиозные экспонаты, находящиеся в музеях и хранилищах Италии, церквям, для которых такие произведения были созданы. Айке даже заявил о готовности передать один из главных экспонатов музея «Мадонну Ручеллаи» Дуччо (созданная около 1275 года) во флорентийскую церковь Санта-Мария Новелла, откуда ее вывезли в 1948-м.

Из музеев в церкви: резонансное предложение директора Галереи Уффици

Подобные разговоры возникли ещё во время обсуждений мер по сохранению коллекции Галереи Уффици во время пандемии COVID-19. В частности, предлагалось распределить некоторые музейные экспонаты по различным локациям, чтобы, таким образом, ещё и расширить пространство музея за пределы здания Галереи.

Отметим, что Айке Шмидт вместе с управлением Уффици возглавляет и Фонд религиозных зданий, который является частью Министерства внутренних дел Италии и работает с более чем 900 католическими храмами и другими культовыми строениями страны. Большая часть объектов, в которые предлагается вернуть произведения, как раз находится в юрисдикции этого фонда. Следовательно, бюрократический процесс передачи произведений будет довольно простым: экспонаты просто переведут из одного государственного ведомства в другое, проработав только вопросы сохранности. 

Шмидт привёл пример алтарного образа Джорджоне «Мадонна Кастельфранко» — одного из значимых творений итальянского Ренессанса. Произведение находится в храме, для которого оно было создано, в очень хороших и безопасных условиях. Директор также сообщил, что в хранилищах археологического и культурного наследия находится более тысячи произведений религиозного искусства, попавших туда после Второй мировой войны, не имеющих внятной системной картотеки, а доступ к ним весьма ограничен даже для исследователей.

Признавая ценность нахождения произведений религиозного искусства в музеях, Айке Шмидт пояснил важность контекста, в котором они были созданы, а также места, где изначально предполагалось присутствие этих объектов, позволяющего зрителям глубже осознать духовную и историческую составляющую религиозных произведений.

Предложение Айке Шмидт вызвало горячие дискуссии в информационном пространстве Италии. Предсказуемы доводы традиционных защитников ценностей культурного наследия, порой, переходившие в оскорбления даже в некоторых официальных СМИ. В свою очередь. высказывания представителей католической церкви оказались в целом довольно сдержанными. Так, глава флорентийского епархиального музея Тимоти Вердон сказал агенству Ansa, что по «причинам, которые все поймут», на сегодняшний день видит невозможным осуществление данной идеи, впрочем, добавив, что предложение Шмидта рассматривает, как красивую и «весьма позитивную провокацию».

Добавить комментарий