Восстановленный шедевр Репина выставят в Третьяковке в антивандальной капсуле

Четыре года велись реставрационные работы знаменитой картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». В 2018 году полотно подверглось нападению нетрезвого вандала, который заградительной стойкой разбил защитное стекло картины. Осколки стекла прорвали холст в нескольких местах, оставив большие разрезы в центре, на фигуре царевича. Вместе с этим была сильно повреждена авторская рама.

Восстановленный шедевр Репина выставят в Третьяковке в антивандальной капсуле

Реставрационные работы охватили не только повреждения, но и всё полотно, имевшее свои давние хронические «болезни» ещё с момента предыдущего нападения в 1913 году. Такое сложное состояние картины не позволяло ей покинуть стены Третьяковской галереи несколько десятилетий.

Эксперты называют проделанную работу во многом революционной. Андрей Голубейко, заведующий отделом реставрации масляной живописи XVIII — начала XX века, руководил группой профессионалов, в которую также входили Екатерина Волкова, Александра Орловская и другие сотрудники музея. Эксперты продолжали работу даже в опустевшей Третьяковке во время локдауна, поскольку существуют реставрационные процессы, которые нельзя останавливать. При этом только на подготовку к реставрации ушло около года: проводились совещания с коллегами из музеев мира, создавалось специальное оборудование по чертежам Андрея Голубейко. В первую очередь это гигантский стол-трансформер и кресло-подъемник, которым пользовались реставраторы во время работы над картиной. В течение следующих трёх лет были сняты многолетние наслоения и повреждения, а также с ювелирной аккуратностью отделён дублирующий холст, приложенный к полотну после повреждений 1913-го. Утверждается, что все реставрационные работы в полном объёме оплатил Сбербанк, при этом точная сумма затрат остаётся в секрете.

Картина была представлена на пресс-конференции в Третьяковской галерее. Из темноты выступили многие детали и нюансы полотна, ранее скрытые под многолетними наслоениями лака. Проявился естественный кракелюр, обновился колористический диапазон произведения.

Ожидается, что полотно вернётся в постоянную экспозицию Третьяковки в начале следующего года. Картина ждёт специальную витрину, изготовленную из антибликового и противоударного стекла. Такой же материал использовался при создании антивандальной капсулы для «Рождения Венеры» и «Весны» Боттичелли в галерее Уффици. Подобное стекло производится лишь в Японии и Италии, потому доставка капсулы осложняется политической ситуацией. Третьяковка намерена воспользоваться «параллельным импортом» для оплаты и доставки капсулы, после чего отреставрированная и защищённая картина вернётся в Лаврушинский переулок, где предстанет перед зрителями.

Добавить комментарий