К вопросу об эволюции русской жанровой живописи второй половины ХIХ века

Вторая половина ХIХ века в истории отечественного искусства стала исключительно напряженным и продуктивным периодом его развития. В  это время русская живопись достигла невероятных высот в самых разных жанрах: бытовом, портретном, историческом, пейзажном. Живописцы научились постигать всю сложность и многообразие современного мира. В своих картинах они давали оценку историческим событиям, демонстрировали глубокое понимание человеческой психологии, умение отразить все противоречия внутренней жизни личности. Кроме того, художникам золотого века русской живописи принадлежит заслуга открытия красоты национальной природы, утверждение ее особой, непритязательной прелести. Однако самые важные открытия были сделаны художниками именно в рамках бытового жанра, впервые оказавшегося серьезно востребованным отечественным искусством. 

Жанровая живопись в русском искусстве второй половины ХIХ века развивалась в рамках реалистического направления, господствовавшего в большинстве западноевропейских художественных школ и пришедшего на смену романтизму. Сам термин «реализм» впервые утвердился во Франции, среди художников круга Курбе. Реалисты стремились к правдивому отражению действительности и созданию искусства, основанного на выражении правды жизни. С этим связано обращение к изображению быта, анализу социальной жизни человека, отражению актуальных проблем общества и народа. Художник-реалист тщательно изучает натуру и весь окружающий его мир, словно ученый, он скрупулезно собирает и записывает факты, накапливая их и обогащая свой багаж наблюдений.

В России, как и в западноевропейских странах, во второй половине XIX века  наступила пора, когда искусство, чтобы не утратить живую связь с жизнью человеческого общества, должно было обрести новые формы своего существования и развития. «Искусству предстояло открыто вторгнуться в область социальных отношений и, встав на защиту интересов самой угнетенной части общества, воплотить критический пафос века, затронуть его главный «нерв», его конфликты, выразить людские надежды и утраты, пропустить создаваемые образы и ситуации сквозь призму этической оценки»*.  Социальные противоречия в России во второй половине ХIХ века были настолько обнажены, что они как бы сами просились на холст или на страницы романа. В России, как ни в одной другой европейской стране, прямое выдвижение на первый план социальных проблем стало отличительной чертой национального варианта реализма.

Наиболее полно реализм всегда проявляет себя в бытовом жанре. В России второй половины XIX века этот жанр впервые получил настоящие возможности для развития.  В эпоху широкого распространения идей революционных демократов, когда главной фигурой в освободительном движении стал разночинец – выходец из низших слоев общества, художники не могли не осознать необходимости последовательной демократизации искусства, приближения тематики картин к жизни народа. Бытовой жанр давал им возможность непосредственно рассказать о современной действительности.

Становление реализма и утверждение бытового жанра в России продолжалось дольше и медленнее, чем в художественных школах Европы. Первыми предпосылками зарождения реалистического направления в России и примером наиболее смелого обращения к бытовым сюжетам стали работы П.А.Федотова. Художник был  все еще связан с традицией поэтического мировосприятия начала века, но, в то же время, его произведения уже отчетливо демонстрировали приемы критического осмысления действительности.  После П.А. Федотова еще два следующих поколения художников будут работать в этом направлении и сделают бытовую живопись равноправным жанром наряду с «высокими» жанрами портрета и исторической живописи. Главные свершения здесь будут связаны с деятельностью передвижников и сосредоточены, прежде всего, в произведениях 60-х годов. Второй этап развития реалистического направления в России захватывает 70-е – начало 90-х гг.

Федотов П.А. Сватовство майора  Государственная Третьяковская галерея
Федотов П.А. Сватовство майора. Государственная Третьяковская галерея

В 50-е годы сближаются разные линии бытового жанра, имеющие исходные пункты своего развития в первой половине ХIХ века. Этих линий было несколько. Критическую линию П.А. Федотова  продолжали П.М. Шмельков и Н.Г. Шильдер. В картине «Сговор невесты» Н.Г. Шильдер продолжил тему, которая прозвучала в картине «Сватовство майора» П.А. Федотова. Однако Н.Г. Шильдер не привнес в нее новой глубины, напротив, он даже несколько упростил образец Федотова, придав сцене внешний драматизм и театральность, исключив, к тому же,  сатирический подтекст. Сентиментальная линия в бытовом жанре шла от Я.Ф.Капкова – автора «Вдовушки»,  также сильно уступающей своему прообразу – «Вдовушке» П.А. Федотова. Академическая линия в бытовом жанре утвердилась в творчестве А.Ф.Чернышева,  К.А.Трутовского,  И.И.Соколова, А.А.Попова.

Шильдер Н.Г. Сговор невесты 1859. ГТГ
Шильдер Н.Г. Сговор невесты, 1859. Государственная Третьяковская галерея
Капков Я.Ф. Вдовушка. 1851 ГТГ
Капков Я.Ф. Вдовушка, 1851. Государственная Третьяковская галерея

Самые яркие и значительные явления в искусстве 60-х годов, за редкими исключениями, были связаны с обличительными тенденциями. Они нашли выражение у В.Г. Перова. По этому пути пошли и многие другие живописцы, входящие в состав товарищества передвижных выставок, и вращающиеся в этом кругу временные экспоненты ТПХВ. Эти художники обличали духовенство и купечество, дворянство и чиновничество, рисовали беспросветные картины деревенской жизни и мрачные сцены жизни города, показывали жалкое, нищенское существование лишенных крова детей и тяжелую долю женщины. Обличение пороков царской России стало в 60-е главной задачей живописцев. «Проводы покойника» В.Г. Перова стали знаковым произведением русской жанровой живописи второй половины столетия. В этом образе присутствует не только глубочайшая печаль, но и возмущение, протест против ужаса окружающей действительности.

Перов В.Г. Проводы покойника, 1865, ГТГ
Перов В.Г. Проводы покойника, 1865. Государственная Третьяковская галерея

В реалистической живописи 70-80-х годов бытовой жанр продолжал оставаться одним из ведущих. Он уже не играл такой роли, как в 60-е годы, когда целиком подчинил себе все  остальные жанры живописи, но все же по-прежнему владел интересами художников и привлекал внимание зрителей. В этот период в бытовом жанре также в наиболее прямой и непосредственной форме находили свое отражение самые острые вопросы современности. Однако новые социальные условия – становление буржуазных отношений в России, обострение общественных противоречий, — приводившие к усложнению всей художественной жизни в целом, сообщали новые черты произведениям бытового жанра. В это время появляется так называемый тип «хоровой картины» (термин, введенный В.В. Стасовым) — монументальные, многофигурные полотна, в которых неформальный тон живописи шестидесятников сменяется эпическим повествованием. Постепенно тема народного горя приобретает величественные размеры, и бытовой жанр становится близким исторической картине. Первое место в создании картины эпического строя, рисующей символический образ всего народа, принадлежит именно молодому И.Е. Репину, создавшему в 1872 году, пожалуй, свое самое  знаменитое произведение «Бурлаки на Волге». Если Перов описывал преимущественно отдельных людей из низов, то Репин создал тип картины, в которой представлен образ всего русского народа-мученика.

Репин И.Е. Бурлаки на Волге, 1873, ГРМ
Репин И.Е. Бурлаки на Волге, 1873, Государственный Русский музей

Постепенно социальный пафос искусства, выраженный в творчестве жанристов-шестидесятников со свойственной этому поколению просветительской остротой и прямолинейностью суждений,  уступает место более беспристрастному изображению явлений современного быта в картинах художников следующего поколения. К новым общим чертам, которые проявились в жанровой живописи 70-80-х годов, в первую очередь, можно отнести отказ от принципа прямого обличения или обличения сочувствием, который господствовал прежде. Критическая тема продолжает играть немалую, хотя и не главную роль, позиция жанриста отныне не ограничивается только критическим взглядом. Критика сочетается с утверждением прогрессивных явлений, стремлением выявить положительные черты в жизни страны и общества. В произведениях все еще присутствует достоверность, однако художник будто уже не смотрит «в упор», но отдаляется на некоторое расстояние от предмета изображения. Кроме того, в произведениях усиливается лирический аспект и возрастает роль пейзажа как выразителя тонких душевных состояний. Таковы, к примеру, картины Прянишникова «Спасов день на севере» и «Сельский праздник».

Прянишников И.М. Спасов день на севере, 1887, ГТГ
Прянишников И.М. Спасов день на севере, 1887. Государственная Третьяковская галерея

Перенесение акцента на позитивные стороны жизни повлекло за собой появление новой «поэтики» бытового жанра и новых художественных приемов. Художник стремится к естественности композиции, более свободному обращению с цветом и фактурой.  Произведение нередко становится активным по отношению к зрителю, побуждая его включиться в действие и войти в пространство картины.

Русские художники использовали главные качества жанровой живописи – ее чуткость к своему времени, способность улавливать перемены и быстро откликаться на события общественной жизни, с целью преодолеть отстраненность искусства от реальной действительности и приблизить его к человеку.  Основными характеристиками отечественной жанровой живописи этого времени стали стремление к точному изучению, беспрестанному наблюдению и достоверному изображению неприглядной правды. 

Бытовой жанр в русской живописи второй половины XIX века  прошел длинный путь развития от «низкого» до передового жанра, преображаясь на каждом новом этапе. Его задачей в русском искусстве стало не только достоверное изображение действительности, глубокое осмысление ее противоречий, но и стремление к их преодолению. Если в середине века целью жанра было критическое осмысление действительности, то ближе к концу столетия взгляд художника становился все более спокойным, заметной становится его склонность к  поэтизации действительности, восхищению человеком и его скрытыми возможностями.

* Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины ХIХ века. М.: Изд-во МГУ, 1989. С.6.

Автор статьи: Майя Штольц / искусствовед

Добавить комментарий