Instagram 10 лет: приложение и арт-рынок 2020

Приложение Instagram, которому в этом году исполнилось 10 лет, за время своего существования поменяло правила игры во множестве индустрий, в том числе и в сфере искусства. И это несмотря на то, что многие иерархии и структуры арт-рынка формировались и казались незыблемыми в течение нескольких столетий.

Instagram 10 лет: приложение и арт-рынок 2020

Отчёт компании Hiscox показал, что в 2019 году обороты рынка искусства в Instagram превысили аналогичные показатели в Facebook, что делает приложение самой популярной социальной сетью, вовлечённой в арт-рынок. Большинство опрошенных заявили, что используют именно Instagram, чтобы знакомиться с современным и классическим искусством, подписываться на художников и галереи, следить за трендами в этой сфере и находить картины для их последующей покупки.

Миллиард потенциальных зрителей — величина аудитории, которую в ближайшие десятилетия вряд ли достигнет галерея, музей и даже гигант аукционного рынка, как, например, Christie’s или Sotheby’s. По опросам UBS и Art Basel, 61% крупных коллекционеров покупали предметы искусства, которые увидели в Instagram; в исследовании Hiscox этот показатель равен 75%.

Instagram называют «новым большим арт-дилером», приложение сильно упразднило роль многих посредников — галеристов, арт-дилеров, кураторов, что, в свою очередь, повлияло и на ценообразование, чаще всего более выгодное для создателей и покупателей. Тем не менее в исследованиях крупных компаний основным потенциалом Instagram для арт-бизнеса сейчас называется именно рекламный аспект, а не способность продавать. Приложение в большей степени предполагает часто довольно рассеянный просмотр, нежели внимательное исследование произведения искусства, необходимое для его последующей покупки. Это значит, что Instagram наиболее эффективен как рекламный инструмент, позволяющий привлечь внимание к имени, выставке или аукциону, а также развивать свой бренд на международном уровне, не прибегая к помощи, оценкам и одобрению светил индустрии.

Здесь можно вспомнить и о культуре селебрити и инфлюенсеров. Искусство всегда ассоциировалось с успехом, богатством и роскошью. В этом смысле Instagram с его сосредоточием образов, приближенных к идеалу и отдалённых от изнанки реальной жизни делает своё дело. Например, в 2015 году аукцион Phillips установил рекорд продаж в сегменте предметов дизайна, после того, как актёр Пирс Броснан в своём Instagram опубликовал селфи с шезлонгом, выставленном на торги. Так, в выводе отчета UBS и Art Basel упоминается, что главной функцией Instagram для арт-рынка на сегодняшний день является возможность формировать предпочтения зрителей, а также привлекать новых коллекционеров. В то же время отмечается, что для заключения реальных сделок тенденции и функционал приложения довольно ограничены.

Приложение с элементами социальной сети Instagram разработано Кевином Систромом и Майком Кригером на основе фотопроекта Burbn, переформатированного в мобильную версию. В 2010 году приложение впервые стало доступным, прежде всего, для пользователей Apple, а спустя два года и для платформы Android. В том же году компанию приобрёл Facebook. По состоянию на 2020 год Instagram обгоняет Facebook по приросту новых пользователей (около 2,6 миллионов в месяц).

Добавить комментарий