Центр социального проектирования «Платформа» совместно с Art Life провели масштабное исследование на тему интереса граждан России к современному изобразительному искусству. В опросах участвовали 1000 человек в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Проект подтвердил, что на основные тенденции в этом вопросе напрямую влияют уровень доходов, окружение и возраст опрошенных, причём последний показатель оказался довольно неожиданным.
Так, исследование показало, что интерес к современному искусству в целом более высок среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет — 59%, а также у граждан, не стеснённых в финансах — 52% среди этой группы. Всего более трети опрошенных сказали, что проявляют интерес к современному искусству, а 65% всех респондентов не смогли вспомнить хотя бы одно имя или название произведения, которое по их мнению олицетворяет современное искусство. Среди остальных самыми популярными оказались Бенкси и Казимир Малевич (6% и 4% соответственно).
Возникает логичный вопрос: что именно подразумевали исследователи и опрошенные под современным искусством? Единого ответа исследование не даёт. Например, менее половины респондентов (44%) согласились, что современное искусство, прежде всего, отражает актуальные проблемы общества и дух времени, а 32% посчитали, что оно направлено, в основном, на провокацию, эпатаж и стремится шокировать зрителя; 25% назвали современным искусством творчество, которое понятно и интересно молодёжи; 30% считает, что современное искусство доступно для ограниченного круга людей. Причину таких тенденций исследователи видят в специфическом освещении событий, связанных с современным искусством в массовом медиа-пространстве. Согласимся, что упоминания о зачастую остросоциальном и политизированном акционизме в СМИ звучат чаще, чем сообщения, к примеру, из мира академического искусства. К слову, понятие «красиво» к современному искусство применили 37% опрошенных, а 78% согласились, что эстетика свойственна скорее классическому искусству.
Авторы исследования обращают внимание на распространённость так называемого утилитарного отношения к современному искусству. В частности, 22% россиян ищут в этой сфере способ отвлечься, а 30% воспринимают искусство как источник позитивных эмоций. При этом 55% россиян за последние два года покупали как минимум один исключительно декоративный предмет для дома.
Опрос проводился в августе 2020 года в онлайн-формате среди россиян старше 18 лет.