Самые русские художники

Эскалация международной напряжённости и рост русофобских настроений, к счастью, не влияют на интерес к русскому искусству. Яркий тому пример – торги, проведённые крупнейшими аукционными домами – Christie’s, Sotheby’s, McDougall и Bonhams 6, 7 и 8 июня 2016 года. Кто же представлял Россию на арт-рынке?

Всего на три аукциона – не одна сотня имён, среди которых есть как знаменитые мастера, так и малоизвестные широкой публике художники. Многие авторы встречаются в стрингах нескольких аукционных домов, например, М. Ларионов, Н. Гончарова, И. Айвазовский и др., но только два художника представлены на всех торгах – Давид Бурлюк (1882–1967) и Константин Маковский (1839–1915). Один – экстравагантный бунтарь, футурист, второй – салонно-академический художник, идеализирующий Россию прошлого, жизнелюб. Если нам эта пара кажется очень контрастной и не имеющей на первый взгляд ничего общего, то в США эти фигуры равновелики. Так, например, в 2008 году, в преддверии аукциона «Russian fine art signature auction #5008» в Далласе, Техас, профессор Дуглас Браун из всех представленных художников выделил именно этих двоих, заявив: «Аукцион также включает в себя произведения русских мастеров – Константина Маковского и Давида Бурлюка». Собственно, именно известность в Америке их и роднит.

Д. Д. Бурлюк с семьёй эмигрировал в США 17 августа 1922 года. Он прекрасно понимал, что всё нужно начинать сначала, бороться за своё место в художественном мире другой страны. Он также осознавал, что должен осваивать американский стиль жизни. Именно эту адаптивную способность впоследствии и оценили. Так, например, Веньямин Левин писал о поздних периодах творчества следующее: «Бурлюк являет собой пример художника-философа, познавшего химеру городских наслаждений и устремляющегося в объятия изменно юной природы. Это – черта специально американская. И я уверен, любитель искусства оценит это настроение последнего периода Давида Бурлюка. Оно ближе ему, чем многие предыдущие периоды, и главное – понятней». А после выставки 1937 года искусствовед Джакобо Кайнен в журнале «Art front» резюмировал: «Пришло время, когда Бурлюк назван американским художником, и он достоин внимания, которое он заслужил». Для обретения такого статуса в глазах новой публики потребовалось не так много времени, хотя Бурлюк всегда оставался и остаётся фигурой неоднозначной, поэтому даже среди наших современников можно встретить разные оценки. Джон Перро, автор Artopia, к примеру, называет его почти забытым Зелигом в истории искусства. Хотя Давида Давидовича вряд ли назовёшь лишь великим имитатором – он и один из родоначальников русского (и японского) футуризма, и создатель радиостиля, получившего широкое распространение в Америке в XX веке. Как и большинство художников, он постоянно находился в творческом поиске, пробовал и открывал новое, не забывая, тем не менее, о традициях. Посмотрим, каким его увидели зрители туманного Альбиона.

Christies (6 июня, 2016, Лондон)

Лот №35 – картина «Нагасаки» (1922, Холст, масло, 33,2×45 см). Смело и экспрессивно написанная она словно вибрирует благодаря яркому колориту и энергичным разномасштабным и разнонаправленным мазкам. Работа продана, её стоимость – 2 790 936 – 4 651 560 млн. руб.

Давид Бурлюк. «Нагасаки». 1922
Давид Бурлюк. «Нагасаки», холст, масло, 33,2×45 см, 1922

Лёгкий пейзаж «Дом художника Ренуара» (1949-1950, холст, масло, 36х43 см) под номером 49 оценён в 939 990 – 1 409 985 руб. и выкуплен.

Давид Бурлюк. «Дом художника Ренуара». 1949-1950
Давид Бурлюк. «Дом художника Ренуара», холст, масло, 36х43 см, 1949-1950

Любопытно, что по непонятным причинам, спустя день после проведения аукциона, Christie’s убрал всю информацию об этих работах, словно их там и не было вовсе. Пожалуй, такой ход Бурлюку бы понравился – он любил эпатировать публику.

Sothebys (7 июня 2016, Лондон)

«Воспоминания прошлого» (1947, холст, масло, 122х92 см) невольно вызывают в памяти фразу из манифеста «Пощёчина общественному вкусу» – «прошлое тесно». Возникает ощущение, что автор хотел написать всё, что помнит: и цветы, и рамку с фотографией, и афишу на столе, и скульптуру на стене, и людей, и море, и закат, который хоть и на заднем плане, а по насыщенности спорит с жёлтыми цветами. Но это и отражает трепетное отношение к прошлому, когда ничем не хочется поступиться. Возможно, тот, кто приобрёл картину за 2 608 186 млн. рублей, разделяет взгляды художника.

Давид Бурлюк. «Воспоминания прошлого». 1947
Давид Бурлюк. «Воспоминания прошлого», холст, масло, 122х92 см, 1947

Аукцион McDougall (8 июня 2016, Лондон) уделил особое внимание Давиду Бурлюку, включив три его работы: «Прощание казака» (год неизвестен, холст, масло, 23х30,5 см) за 3 799 852 – 5 699 778 млн. руб.,  «Два рыбака» (1948, бумага, картон, масло, 29,5х39,5 см) стоимостью 3 799 852 – 5 699 778 руб. и «Подебрады, Чехословакия» (1957, холст, масло, доска, 27х35 см) за 2 849 889 – 4 749 815 млн. руб.

Давид Бурлюк. «Прощание казака»
Давид Бурлюк. «Прощание казака», холст, масло, 23х30,5 см
Давид Бурлюк. «Два рыбака». 1948
Давид Бурлюк. «Два рыбака», бумага, картон, масло, 29,5х39,5 см, 1948
Давид Бурлюк. «Подебрады, Чехословакия». 1957
Давид Бурлюк. «Подебрады, Чехословакия», холст, масло, доска, 27х35 см, 1957

Bonhams (8 июня 2016, Лондон)

Полотно «Португалия» (год неизвестен, холст, масло, 46х66,5 см), где в небе динамики больше, чем в движении лошади, везущей повозку, оценивалось в 944 450 – 1 380 350 рублей и успешно покинуло аукцион.

Давид Бурлюк. «Португалия»
Давид Бурлюк. «Португалия», холст, масло, 46х66,5 см, год неизвестен

Интересно, что работы маслом в Америке начала XX века продавались всего за 35-50 долларов, чему, несмотря на изменившиеся условия жизни, автор знаменитого лозунга «искусство – в массы» был даже рад. Ведь, как считал Бурлюк, наслаждаться созиданием должен не только профессионал, но и любой человек, питающий любовь к искусству. Обладатели полотен художника, потратившие значительно большие суммы, тем не менее, будут иметь такую возможность.

Второй популярный в июне этого года русский художник – Константин Маковский – отправился в Штаты в 1902 году, где его работы, особенно портреты, стали сенсацией. Константин Егорович написал целую серию образов молодых красивых женщин, объединённых общей стилистикой, но по-своему выразительных и характерных. Как пишет американский любитель искусства Джим Лейн: «На сотни его элегантных русских дам высшего общества не только приятно смотреть, но и трудно перестать смотреть. Удивительно, что каждая обладает большой индивидуальностью. Нет «формулы» лица, чем часто грешили художники XVIII–XIX в.» Если мы посмотрим на лоты аукционов, то заметим – интерес к красавицам Маковского никуда не исчез.

 Christies (6 июня, 2016, Лондон)

 «Портрет молодой женщины» (год неизвестен, медь, масло, 55,2х38,7 см), похожей на третью жену Маковского – М. А. Матавтину, написан в стиле Людовика XV. Лёгкое и полное нежного очарования произведение продано за 3 068 676 млн. рублей.

Константин Маковский. «Портрет молодой женщины»
Константин Маковский. «Портрет молодой женщины», медь, масло, 55,2х38,7 см, год неизвестен

Sothebys (7 июня 2016, Лондон)

В «Портрете дамы» (год неизвестен, холст, масло, 141,5х80 см) можно увидеть, насколько изумительно Константин Егорович передаёт практически светящуюся прозрачность и лёгкость тканей, благородный блеск жемчуга. Произведение продано за 12 993 510 млн. рублей.

Константин Маковский. «Портрет дамы»
Константин Маковский. «Портрет дамы», холст, масло, 141,5х80 см, год неизвестен

Константин Маковский, однако, предстал перед английской публикой не только в качестве салонного портретиста, но и как автор исторического полотна «Иван Сусанин» (1914, холст, масло, 301х464 см), оконченного за год до смерти. Оно монументально не только по замыслу и размеру, но и по цене – 39 170 216 млн. руб.

Константин Маковский. «Иван Сусанин». 1914
Константин Маковский. «Иван Сусанин», холст, масло, 301х464 см, 1914

На аукционе McDougall (8 июня 2016, Лондон) мы вновь вернёмся к серии «женских головок». «Портрет молодой девушки» (год неизвестен, холст, масло, 46,5х37,5 см.) – яркой южанки с роскошными волосами, немного замкнутой, но пристально смотрящий на зрителя, оценён в 4 749 815-6 649 741 млн. руб.

Константин Маковский. «Портрет молодой девушки»
Константин Маковский. «Портрет молодой девушки», холст, масло, 46,5х37,5 см, год неизвестен

 Bonhams (8 июня 2016, Лондон)

«Портрет молодой дамы» (год неизвестен, панель, масло, 47х34,5 см) написан «по-маковски» тонко: прозрачные ткани, лёгкий румянец и оттенок томной грусти в прекрасных глазах. Картина отдана новому владельцу за 3 249 407 млн. рублей.

Константин Маковский. «Портрет молодой дамы»
Константин Маковский. «Портрет молодой дамы», панель, масло, 47х34,5 см, год неизвестен

«Портрет девочки в голубом» (1858, фанера, масло, 47х39,4 см). Маленькая модель с глубоким вопросительным взглядом по выразительности не уступает своим старшим сверстницам. Стоимость произведения – от 2 325 280 до 3 197 260 млн. рублей.

Константин Маковский. «Портрет девочки в голубом». 1858
Константин Маковский. «Портрет девочки в голубом», фанера, масло, 47х39,4 см

Хотя Бурлюк пропагандировал «искусство – в массы», Маковский его опередил. Говорят, что его творения были настолько популярны, что, по мнению современников, их репродукции можно было найти в любой портной, пекарне или цирюльне.

Пожалуй, сейчас можно говорить о том, что своеобразно сложившийся дуэт «Маковский и Бурлюк» известен не только в США, но и в Великобритании. Всего лишь несколькими работами они представили русское искусство таким, каким оно есть: сентиментальным, но энергичным, новаторским, но традиционным, устремлённым в будущее, но тяготеющим к прошлому.

Автор статьи: Татьяна Виана де Баррос / искусствовед, редактор, член жюри A’Design Award&Competition, INDUSTART, Architizer A+Awards

Добавить комментарий