Эскалация международной напряжённости и рост русофобских настроений, к счастью, не влияют на интерес к русскому искусству. Яркий тому пример – торги, проведённые крупнейшими аукционными домами – Christie’s, Sotheby’s, McDougall и Bonhams 6, 7 и 8 июня 2016 года. Кто же представлял Россию на арт-рынке?
Всего на три аукциона – не одна сотня имён, среди которых есть как знаменитые мастера, так и малоизвестные широкой публике художники. Многие авторы встречаются в стрингах нескольких аукционных домов, например, М. Ларионов, Н. Гончарова, И. Айвазовский и др., но только два художника представлены на всех торгах – Давид Бурлюк (1882–1967) и Константин Маковский (1839–1915). Один – экстравагантный бунтарь, футурист, второй – салонно-академический художник, идеализирующий Россию прошлого, жизнелюб. Если нам эта пара кажется очень контрастной и не имеющей на первый взгляд ничего общего, то в США эти фигуры равновелики. Так, например, в 2008 году, в преддверии аукциона «Russian fine art signature auction #5008» в Далласе, Техас, профессор Дуглас Браун из всех представленных художников выделил именно этих двоих, заявив: «Аукцион также включает в себя произведения русских мастеров – Константина Маковского и Давида Бурлюка». Собственно, именно известность в Америке их и роднит.
Д. Д. Бурлюк с семьёй эмигрировал в США 17 августа 1922 года. Он прекрасно понимал, что всё нужно начинать сначала, бороться за своё место в художественном мире другой страны. Он также осознавал, что должен осваивать американский стиль жизни. Именно эту адаптивную способность впоследствии и оценили. Так, например, Веньямин Левин писал о поздних периодах творчества следующее: «Бурлюк являет собой пример художника-философа, познавшего химеру городских наслаждений и устремляющегося в объятия изменно юной природы. Это – черта специально американская. И я уверен, любитель искусства оценит это настроение последнего периода Давида Бурлюка. Оно ближе ему, чем многие предыдущие периоды, и главное – понятней». А после выставки 1937 года искусствовед Джакобо Кайнен в журнале «Art front» резюмировал: «Пришло время, когда Бурлюк назван американским художником, и он достоин внимания, которое он заслужил». Для обретения такого статуса в глазах новой публики потребовалось не так много времени, хотя Бурлюк всегда оставался и остаётся фигурой неоднозначной, поэтому даже среди наших современников можно встретить разные оценки. Джон Перро, автор Artopia, к примеру, называет его почти забытым Зелигом в истории искусства. Хотя Давида Давидовича вряд ли назовёшь лишь великим имитатором – он и один из родоначальников русского (и японского) футуризма, и создатель радиостиля, получившего широкое распространение в Америке в XX веке. Как и большинство художников, он постоянно находился в творческом поиске, пробовал и открывал новое, не забывая, тем не менее, о традициях. Посмотрим, каким его увидели зрители туманного Альбиона.
Christie’s (6 июня, 2016, Лондон)
Лот №35 – картина «Нагасаки» (1922, Холст, масло, 33,2×45 см). Смело и экспрессивно написанная она словно вибрирует благодаря яркому колориту и энергичным разномасштабным и разнонаправленным мазкам. Работа продана, её стоимость – 2 790 936 – 4 651 560 млн. руб.

Лёгкий пейзаж «Дом художника Ренуара» (1949-1950, холст, масло, 36х43 см) под номером 49 оценён в 939 990 – 1 409 985 руб. и выкуплен.

Любопытно, что по непонятным причинам, спустя день после проведения аукциона, Christie’s убрал всю информацию об этих работах, словно их там и не было вовсе. Пожалуй, такой ход Бурлюку бы понравился – он любил эпатировать публику.
Sotheby’s (7 июня 2016, Лондон)
«Воспоминания прошлого» (1947, холст, масло, 122х92 см) невольно вызывают в памяти фразу из манифеста «Пощёчина общественному вкусу» – «прошлое тесно». Возникает ощущение, что автор хотел написать всё, что помнит: и цветы, и рамку с фотографией, и афишу на столе, и скульптуру на стене, и людей, и море, и закат, который хоть и на заднем плане, а по насыщенности спорит с жёлтыми цветами. Но это и отражает трепетное отношение к прошлому, когда ничем не хочется поступиться. Возможно, тот, кто приобрёл картину за 2 608 186 млн. рублей, разделяет взгляды художника.

Аукцион McDougall (8 июня 2016, Лондон) уделил особое внимание Давиду Бурлюку, включив три его работы: «Прощание казака» (год неизвестен, холст, масло, 23х30,5 см) за 3 799 852 – 5 699 778 млн. руб., «Два рыбака» (1948, бумага, картон, масло, 29,5х39,5 см) стоимостью 3 799 852 – 5 699 778 руб. и «Подебрады, Чехословакия» (1957, холст, масло, доска, 27х35 см) за 2 849 889 – 4 749 815 млн. руб.



Bonhams (8 июня 2016, Лондон)
Полотно «Португалия» (год неизвестен, холст, масло, 46х66,5 см), где в небе динамики больше, чем в движении лошади, везущей повозку, оценивалось в 944 450 – 1 380 350 рублей и успешно покинуло аукцион.

Интересно, что работы маслом в Америке начала XX века продавались всего за 35-50 долларов, чему, несмотря на изменившиеся условия жизни, автор знаменитого лозунга «искусство – в массы» был даже рад. Ведь, как считал Бурлюк, наслаждаться созиданием должен не только профессионал, но и любой человек, питающий любовь к искусству. Обладатели полотен художника, потратившие значительно большие суммы, тем не менее, будут иметь такую возможность.
Второй популярный в июне этого года русский художник – Константин Маковский – отправился в Штаты в 1902 году, где его работы, особенно портреты, стали сенсацией. Константин Егорович написал целую серию образов молодых красивых женщин, объединённых общей стилистикой, но по-своему выразительных и характерных. Как пишет американский любитель искусства Джим Лейн: «На сотни его элегантных русских дам высшего общества не только приятно смотреть, но и трудно перестать смотреть. Удивительно, что каждая обладает большой индивидуальностью. Нет «формулы» лица, чем часто грешили художники XVIII–XIX в.» Если мы посмотрим на лоты аукционов, то заметим – интерес к красавицам Маковского никуда не исчез.
Christie’s (6 июня, 2016, Лондон)
«Портрет молодой женщины» (год неизвестен, медь, масло, 55,2х38,7 см), похожей на третью жену Маковского – М. А. Матавтину, написан в стиле Людовика XV. Лёгкое и полное нежного очарования произведение продано за 3 068 676 млн. рублей.

Sotheby’s (7 июня 2016, Лондон)
В «Портрете дамы» (год неизвестен, холст, масло, 141,5х80 см) можно увидеть, насколько изумительно Константин Егорович передаёт практически светящуюся прозрачность и лёгкость тканей, благородный блеск жемчуга. Произведение продано за 12 993 510 млн. рублей.

Константин Маковский, однако, предстал перед английской публикой не только в качестве салонного портретиста, но и как автор исторического полотна «Иван Сусанин» (1914, холст, масло, 301х464 см), оконченного за год до смерти. Оно монументально не только по замыслу и размеру, но и по цене – 39 170 216 млн. руб.

На аукционе McDougall (8 июня 2016, Лондон) мы вновь вернёмся к серии «женских головок». «Портрет молодой девушки» (год неизвестен, холст, масло, 46,5х37,5 см.) – яркой южанки с роскошными волосами, немного замкнутой, но пристально смотрящий на зрителя, оценён в 4 749 815-6 649 741 млн. руб.

Bonhams (8 июня 2016, Лондон)
«Портрет молодой дамы» (год неизвестен, панель, масло, 47х34,5 см) написан «по-маковски» тонко: прозрачные ткани, лёгкий румянец и оттенок томной грусти в прекрасных глазах. Картина отдана новому владельцу за 3 249 407 млн. рублей.

«Портрет девочки в голубом» (1858, фанера, масло, 47х39,4 см). Маленькая модель с глубоким вопросительным взглядом по выразительности не уступает своим старшим сверстницам. Стоимость произведения – от 2 325 280 до 3 197 260 млн. рублей.

Хотя Бурлюк пропагандировал «искусство – в массы», Маковский его опередил. Говорят, что его творения были настолько популярны, что, по мнению современников, их репродукции можно было найти в любой портной, пекарне или цирюльне.
Пожалуй, сейчас можно говорить о том, что своеобразно сложившийся дуэт «Маковский и Бурлюк» известен не только в США, но и в Великобритании. Всего лишь несколькими работами они представили русское искусство таким, каким оно есть: сентиментальным, но энергичным, новаторским, но традиционным, устремлённым в будущее, но тяготеющим к прошлому.
Автор статьи: Татьяна Виана де Баррос / искусствовед, редактор, член жюри A’Design Award&Competition, INDUSTART, Architizer A+Awards